Гордон №241 Экономическое пространство будущего
Предлагаемый элективный курс «Учимся понимать художественный текст» предназначен для учащихся 9 – 11 классов, обучающихся как в профильных классах, так и в общеобразовательных и рассчитан на 34 часа. Содержание данного элективного курса позволяет реализовать интегрированный подход в преподавании русского языка и литературы и может оказать существенную помощь в подготовке учащихся к ЕГЭ.
Кроме того, этот курс направлен на решение актуальной проблемы, связанной с правильным восприятием школьниками художественного текста, с воспитанием читательского таланта, читательских умений. Иначе говоря, помочь вырастить Читателя с большой буквы – цель данного курса. В нем собраны и объяснены многие из приемов, которыми должен владеть читатель. Эти приемы охватывают и психологию (ПОНИМАТЬ…), и литературу как вид искусства (…ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ…), и язык (…ТЕКСТ…). Данный элективный курс состоит из двух логически связанных друг с другом частей, в которых дан необходимый теоретический материал, сформулированы требования, необходимые при решении определенных литературных задач и сами литературные задачи, решение которых моделирует реальную читательскую практику. В приложении предлагаются образцы заданий и ответов. В сумме все это подготавливает к разностороннему целостному анализу Художественного Текста как такового.
Задачи курса «Учимся понимать художественный текст»:
1.Сформирорвать приемы осознанного чтения.
2.Совершенствовать умение вести диалог с текстом.
2. Помочь учащимся приобрести опыт сопереживания и размышления.
3.Научить видеть в художественном тексте интеллектуальные, эстетические и нравственные задачи и решать их собственными силами и с собственных нравственных позиций.
Календарно-тематическое планирование
программы элективного курса
«Учимся понимать художественный текст».
Сроки | № занятия | Тема занятия | Кол. час. | Формы и методы работы | Предполагаемые результаты | Учебные ресурсы |
Сентябрь | 1. | Часть 1. Теория. Введение. Знакомство с курсом. Виды информации в тексте. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Формирование представления о фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации. | Таблица «Виды информации в тексте». |
2. | Виды информации в тексте. | 1 | Лекция с элементами беседы, дискуссия. | Умение находить в тексте все виды информации. | Рассказ А. П. Чехова «Баран и барышня». | |
3. | Диалог с текстом. | 1 | Беседа, дискуссия, творческое задание. | Понимание учащимися того, что Диалог с текстом - вершина общения читателя с художественным текстом. | Схема « Как правильно понять исходный текст». | |
4. | Понимание текста. С чего начинается понимание текста. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Усвоение двух главных условий, без которых невозможно понимание текста: знание нормы и для чего нужны отступления от нее. | Фрагменты из рассказов Чехова, Чуковского, Шукшина. | |
Октябрь | 5. | Внимание к слову. | 1 | Беседа, дискуссия. | Совершенствование умения работать со словарями. | Фрагменты рассказа А. П.Чехова «Попрыгунья», Толковые словари. |
6. | «Скважины». | 1 | Лекция с элементами беседы. | Понимание термина «скважина», значения слова аллюзия, формирование умения разбираться в том, что «зашифровал» автор. | Стихотворение А. Фета «Хоть нельзя говорить…» | |
7. | Внимание к знаку. | 1. | Беседа, дискуссия. | Формирование умения воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания. | Фрагменты романа «Евгений Онегин», стихотворения «Узник» А. С. Пушкина, «Люблю отчизну я, но странною любовью…» М. Ю.Лермонтова. | |
8. | Внимание к форме. | 1. | Лекция с элементами беседы, дискуссия. | Формирование умения понимать смысл формальных элементов текста. | Стихотворение А. Ахматовой, А. Апухтина. | |
9. | Сотрудничество писателя и читателя. | 1. | Практическое занятие, дискуссия. | Формирование умения «увидеть», «услышать» написанное автором. | Фрагменты из стихотворений А. Фета, рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник». | |
Ноябрь | 10. | О чем может рассказать заглавие текста. | 2 | Лекция, беседа, дискуссия. | Знание основного понятия. | Раздаточный материал с заглавиями и текстами. |
11. | Что такое художественный язык. О странностях языка художественной литературы. | 1. | Лекция. | Повторение тропов и стилистических фигур как средств выразительности. | Таблица Тропы и стилистические фигуры. | |
12. | Тропы - превращения. Сравнение. | 1 | Занятие - практикум с элементами беседы. Творческое задание. | Совершенствование умения узнавать тропы в тексте, видеть обогащение значения, то есть новый смысл. | Фрагменты из стихотворений А. Пушкина, М. Волошина, В. Высоцкого, И. Бродского. Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна я была…» | |
Декабрь | 13. | Метафора. | 1 | Занятие - практикум с элементами беседы. Творческое задание. | Совершенствование умения находить метафору в тексте. | Фрагменты поэтических строк с яркими метафорами. |
14. | Звуковая метафора и рифма. | 1 | Лекция с элементами беседы. Творческое задание. | Совершенствование умения определять тему стихотворения, роль «созвучий» в тексте, авторскую позицию. | Таблица Рифма. Стихотворение Н. Матвеевой «Мне на ухо поэты нашептали…», стих. В. Брюсова «Я печален…» | |
15. | Метафора - загадка и перифраза. | 1 | Лекция с элементами беседы. Творческое задание. | Умение различать перифрастические (описательные) и метафорические (однословные) метафоры - загадки. | Стихотворение И. Анненского «Конец осенней сказки», А. Фета «Какая грусть…» | |
16. | Глагольная метафора и метафорический эпитет. | 1 | Занятие - практикум. Беседа. Творческое задание. | Узнавание эпитетов в художественном тексте. | Фрагменты стихотворений Фета, Пастернака, Садовского, Пушкина, Тютчева. Стихотворение Н. Минского «Волна». | |
Январь | 17. | Ирония. | 1 | Беседа. Творческое задание. | Знание термина ирония. Умение узнавать иронию в тексте. | Басни Крылова. |
18. | Комплексный анализ текста. | 1 | Занятие - практикум. | Совершенствование навыков анализа текста. | Раздаточный материал. | |
19. | . Прогнозирование. | 1 | Беседа, творческое задание, дискуссия. | Умение прогнозировать. | Стихотворение Д. Хармса. Раздаточный материал. | |
Февраль | 20. | . Расшифровка предложений. Что значит «расшифровать» предложение. | 1 | Лекция. | Умение извлечь из текста все, что сказал автор. Повторить понятие «скважины». | Раздаточный материал. |
21. | «Расшифровываем» предложения. | 1 | Занятие - практикум. Работа в группах. Дискуссия. Творческое задание. | Умение работать в группе. Совершенствование умения составлять связный текст по одному предложению. | Раздаточный материал. | |
22-23 | Монтаж текста. Учимся делать монтаж текста. | 2 | Лекция. Занятие-практикум. Работа в группах. | Знание понятия «монтаж» текста. Умение распознавать замысел автора. | Раздаточный материал. | |
Март | 24. | . Что такое установка. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Знание понятия «установка». | Раздаточный материал. |
25. | Эффект обманутого ожидания. | 1 | Лекция. | Усвоение понятия «эффект обманутого ожидания», вариативный прогноз. Повторение темы « Диалог с текстом». | Фрагменты произведений А. С. Пушкина, Э. Успенского. | |
26. | Часть 2. Практика. Задания - задачи. Поговорим о прочитанном. | 1 | Занятие-практикум. Дискуссии. | Совершенствование навыков осознанного чтения. | Рассказ американского писателя О'Генри в переводе Н. Дехтеревой «Погребок и роза». | |
Апрель | 27. | Прочитаем текст еще раз вместе. | 1 | Занятие-практикум. Дискуссия. | Совершенствование навыков осознанного чтения. | Полин Джонсон. Перевод Н. Шершевской «Лебединая песня». |
28. | Придумай окончание. | 1 | Занятие-практикум. Дискуссия. | Совершенствование навыков прогнозирования. | Рассказ А. П.Чехова «С женой поссорился». | |
29. | Составление текста из рассыпанных предложений. | 1 | Занятие-практикум. Дискуссия. | Повторение темы «Монтаж текста». Совершенствование умения распознавать замысел автора. | Раздаточный материал. | |
30. | Продолжаем учиться «разговаривать» с текстом. | 1 | Занятие-практикум. Дискуссия. | Умение вести диалог с текстом. Совершенствование навыков осознанного чтения. | Рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». | |
Май | 31. | Поговорим о прочитанном.. | 1 | Занятие-практикум. | Обобщение знаний. | Раздаточный материал. |
32-33. | Размышление над прочитанным. | 2 | Контрольная работа. | Умение адекватно воспринимать прочитанное. | Раздаточный материал. | |
34. | Подведение итогов. | 1 | Анализ контрольной работы. | Умение работать над ошибками. |
Содержание программы элективного