понедельник, 10 ноября 2014 г.

Учимся понимать художественный текст

Гордон №241 Экономическое пространство будущего







Предлагаемый элективный курс «Учимся понимать художественный текст» предназначен для учащихся 9 – 11 классов, обучающихся как в профильных классах, так и в общеобразовательных и рассчитан на 34 часа. Содержание данного элективного курса позволяет реализовать интегрированный подход в преподавании русского языка и литературы и может оказать существенную помощь в подготовке учащихся к ЕГЭ.


Кроме того, этот курс направлен на решение актуальной проблемы, связанной с правильным восприятием школьниками художественного текста, с воспитанием читательского таланта, читательских умений. Иначе говоря, помочь вырастить Читателя с большой буквыцель данного курса. В нем собраны и объяснены многие из приемов, которыми должен владеть читатель. Эти приемы охватывают и психологию (ПОНИМАТЬ…), и литературу как вид искусства (…ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ…), и язык (…ТЕКСТ…). Данный элективный курс состоит из двух логически связанных друг с другом частей, в которых дан необходимый теоретический материал, сформулированы требования, необходимые при решении определенных литературных задач и сами литературные задачи, решение которых моделирует реальную читательскую практику. В приложении предлагаются образцы заданий и ответов. В сумме все это подготавливает к разностороннему целостному анализу Художественного Текста как такового.


Задачи курса «Учимся понимать художественный текст»:


1.Сформирорвать приемы осознанного чтения.


2.Совершенствовать умение вести диалог с текстом.


2. Помочь учащимся приобрести опыт сопереживания и размышления.


3.Научить видеть в художественном тексте интеллектуальные, эстетические и нравственные задачи и решать их собственными силами и с собственных нравственных позиций.


Календарно-тематическое планирование


программы элективного курса


«Учимся понимать художественный текст».


Сроки


№ занятия


Тема занятия


Кол.


час.


Формы и методы работы


Предполагаемые результаты


Учебные ресурсы


Сентябрь


1.


Часть 1.


Теория.


Введение. Знакомство с курсом. Виды информации в тексте.


1


Лекция с элементами беседы.


Выявление уровня литературного развития учащихся. Формирование представления о фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации.


Таблица «Виды информации в тексте».


2.


Виды информации в тексте.


1


Лекция с элементами беседы, дискуссия.


Умение находить в тексте все виды информации.


Рассказ А. П. Чехова «Баран и барышня».


3.


Диалог с текстом.


1


Беседа, дискуссия, творческое задание.


Понимание учащимися того, что Диалог с текстом - вершина общения читателя с художественным текстом.


Схема « Как правильно понять исходный текст».


4.


Понимание текста. С чего начинается понимание текста.


1


Лекция с элементами беседы.


Усвоение двух главных условий, без которых невозможно понимание текста: знание нормы и для чего нужны отступления от нее.


Фрагменты из рассказов Чехова, Чуковского, Шукшина.


Октябрь


5.


Внимание к слову.


1


Беседа, дискуссия.


Совершенствование умения работать со словарями.


Фрагменты рассказа А. П.Чехова «Попрыгунья», Толковые словари.


6.


«Скважины».


1


Лекция с элементами беседы.


Понимание термина «скважина», значения слова аллюзия, формирование умения разбираться в том, что «зашифровал» автор.


Стихотворение А. Фета «Хоть нельзя говорить…»


7.


Внимание к знаку.


1.


Беседа, дискуссия.


Формирование умения воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания.


Фрагменты романа «Евгений Онегин», стихотворения «Узник» А. С. Пушкина, «Люблю отчизну я, но странною любовью…» М. Ю.Лермонтова.


8.


Внимание к форме.


1.


Лекция с элементами беседы, дискуссия.


Формирование умения понимать смысл формальных элементов текста.


Стихотворение А. Ахматовой, А. Апухтина.


9.


Сотрудничество писателя и читателя.


1.


Практическое занятие, дискуссия.


Формирование умения «увидеть», «услышать» написанное автором.


Фрагменты из стихотворений А. Фета, рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник».


Ноябрь


10.


О чем может рассказать заглавие текста.


2


Лекция, беседа, дискуссия.


Знание основного понятия.


Раздаточный материал с заглавиями и текстами.


11.


Что такое художественный язык. О странностях языка художественной литературы.


1.


Лекция.


Повторение тропов и стилистических фигур как средств выразительности.


Таблица Тропы и стилистические фигуры.


12.


Тропы - превращения. Сравнение.


1


Занятие - практикум с элементами беседы. Творческое задание.


Совершенствование умения узнавать тропы в тексте, видеть обогащение значения, то есть новый смысл.


Фрагменты из стихотворений А. Пушкина, М. Волошина, В. Высоцкого, И. Бродского. Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна я была…»


Декабрь


13.


Метафора.


1


Занятие - практикум с элементами беседы. Творческое задание.


Совершенствование умения находить метафору в тексте.


Фрагменты поэтических строк с яркими метафорами.


14.


Звуковая метафора и рифма.


1


Лекция с элементами беседы. Творческое задание.


Совершенствование умения определять тему стихотворения, роль «созвучий» в тексте, авторскую позицию.


Таблица Рифма. Стихотворение Н. Матвеевой «Мне на ухо поэты нашептали…», стих. В. Брюсова «Я печален…»


15.


Метафора - загадка и перифраза.


1


Лекция с элементами беседы. Творческое задание.


Умение различать перифрастические (описательные) и метафорические (однословные) метафоры - загадки.


Стихотворение И. Анненского «Конец осенней сказки», А. Фета «Какая грусть…»


16.


Глагольная метафора и метафорический эпитет.


1


Занятие - практикум. Беседа. Творческое задание.


Узнавание эпитетов в художественном тексте.


Фрагменты стихотворений Фета, Пастернака, Садовского, Пушкина, Тютчева. Стихотворение Н. Минского «Волна».


Январь


17.


Ирония.


1


Беседа. Творческое задание.


Знание термина ирония. Умение узнавать иронию в тексте.


Басни Крылова.


18.


Комплексный анализ текста.


1


Занятие - практикум.


Совершенствование навыков анализа текста.


Раздаточный материал.


19.


. Прогнозирование.


1


Беседа, творческое задание, дискуссия.


Умение прогнозировать.


Стихотворение Д. Хармса. Раздаточный материал.


Февраль


20.


.


Расшифровка предложений. Что значит «расшифровать» предложение.


1


Лекция.


Умение извлечь из текста все, что сказал автор. Повторить понятие «скважины».


Раздаточный материал.


21.


«Расшифровываем» предложения.


1


Занятие - практикум. Работа в группах. Дискуссия. Творческое задание.


Умение работать в группе. Совершенствование умения составлять связный текст по одному предложению.


Раздаточный материал.


22-23


Монтаж текста. Учимся делать монтаж текста.


2


Лекция. Занятие-практикум. Работа в группах.


Знание понятия «монтаж» текста. Умение распознавать замысел автора.


Раздаточный материал.


Март


24.


.


Что такое установка.


1


Лекция с элементами беседы.


Знание понятия «установка».


Раздаточный материал.


25.


Эффект обманутого ожидания.


1


Лекция.


Усвоение понятия «эффект обманутого ожидания», вариативный прогноз. Повторение темы « Диалог с текстом».


Фрагменты произведений А. С. Пушкина, Э. Успенского.


26.


Часть 2.


Практика. Задания - задачи. Поговорим о прочитанном.


1


Занятие-практикум. Дискуссии.


Совершенствование навыков осознанного чтения.


Рассказ американского писателя О'Генри в переводе Н. Дехтеревой «Погребок и роза».


Апрель


27.


Прочитаем текст еще раз вместе.


1


Занятие-практикум. Дискуссия.


Совершенствование навыков осознанного чтения.


Полин Джонсон. Перевод Н. Шершевской «Лебединая песня».


28.


Придумай окончание.


1


Занятие-практикум. Дискуссия.


Совершенствование навыков прогнозирования.


Рассказ А. П.Чехова «С женой поссорился».


29.


Составление текста из рассыпанных предложений.


1


Занятие-практикум. Дискуссия.


Повторение темы «Монтаж текста». Совершенствование умения распознавать замысел автора.


Раздаточный материал.


30.


Продолжаем учиться «разговаривать» с текстом.


1


Занятие-практикум. Дискуссия.


Умение вести диалог с текстом. Совершенствование навыков осознанного чтения.


Рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро».


Май


31.


Поговорим о прочитанном..


1


Занятие-практикум.


Обобщение знаний.


Раздаточный материал.


32-33.


Размышление над прочитанным.


2


Контрольная работа.


Умение адекватно воспринимать прочитанное.


Раздаточный материал.


34.


Подведение итогов.


1


Анализ контрольной работы.


Умение работать над ошибками.




Содержание программы элективного

Фотографии по теме с интернета

Учимся понимать художественный текст
Учимся понимать художественный текст
Учимся понимать художественный текст