понедельник, 10 ноября 2014 г.

Научная картина мира — википедия

видеоряд научная картина мира








Картина мира[править | править вики-текст]


Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения[4]:



  • мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения.

  • научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:



  • горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе

  • системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках)

  • посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.




Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний[4][7]:



  • общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)

  • естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира

  • конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности)

  • специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.


Также выделяют «наивную» картину мира[8]


Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.[7]


Исторические типы[править | править вики-текст]


Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях[3].


Аристотелевская[править | править вики-текст]


Период: VI—IV века до нашей эры


Обусловленность:


Отражение в трудах:



  • Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики)


Результат:



  • возникновение самой науки

  • отделение науки от других форм познания и освоения мира

  • создание определенных норм и образцов научного знания.


Ньютоновская научная революция[править | править вики-текст]


Классическое естествознание


Период: XVI—XVIII века


Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.


Обусловленность:


Отражение в трудах:



  • Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.


Основные изменения:



  • Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях

  • Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях

  • Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.

  • Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов

  • Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

  • Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.


Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.


Эйнштейновская революция[править | править вики-текст]


Период: рубеж XIX—XX веков.


Обусловленность:



  • Открытия:


  • сложная структура атома

  • явление радиоактивности

  • дискретность характера электромагнитного излучения



  • и др.


  • Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.


    Сравнение с другими «картинами мира»[править | править вики-текст]


    Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира[9]


    С религиозным[править | править вики-текст]


    Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных "эзотерических" состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке.


    С художественным и бытовым[править | править вики-текст]


    Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.


    С философским[править | править вики-текст]


    Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.


    Со смешанными[править | править вики-текст]


    Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, так как в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания.


    Эволюция представлений[править | править вики-текст]


    Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.


    По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.


    Фейербах так сказал о смене своих идей:



    «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней.»



    Из представлений Фейербаха идея эволюции философии и социума перешла также в марксизм.


    Вселенная[править | править вики-текст]


    История Вселенной[править | править вики-текст]

    Фотографии по интересующему вопросу

    Научная картина мира — википедия
    Научная картина мира — википедия
    Научная картина мира — википедия